jump to http://ayugrand.kg/stores/27 8/
2 июля 2012, 13:15

Енисейские кыргызы и Великий Кыргызский каганат

Енисейские кыргызы и Великий Кыргызский каганат

Важной вехой истории кыргызского народа являлись VI-VIII века, когда народ переживал свой путь становления и формирования национальной государственности Кыргызского каганата на Енисее. Данному периоду характерна консолидация кыргызских племен в Минусинской котловине, формирование Кыргызского каганата. Эти процессы диктовались сложившейся политической ситуацией в Саяно-Алтайком крае в VI-VIII века, конкурентной борьбой, вынудившей кыргызские племена объединиться против общего врага тюрков во главе с ашина. В VIII веке, в эпоху правления Барсбек кагана кыргызы вступили в стадию рассвета Кыргызской государственности. Енисейские кыргызы сформировались как этнос. Кыргызы распространили свое влияние на некоторые районы Алтая и Западной Монголии.

Стремительный рост влияния Кыргызского государства был обеспечен тем, что сразу после падения Второго Восточнотюркского каганата в 744 году, все вассалы тюрков признали власть Кыргызского кагана, вступив к нему на службу. Кыргызский каганат стал покровительствовать басмылам и байырку (барку) от могущественных карлуков и уйгуров.

Кыргызы, после событий 744 года, подчинили под свою власть отдельные племена, входивших в состав Тюркского каганата канглы, теитов, кесеков, толосов, тардушей и других, которые позже были инкорпорированы в состав господствующего этноса. С этого времени кыргызы, вслед за азами начали постепенно мигрировать на запад. К этому времени азы, переселившиеся в Семиречье после событий 715 года, успели слиться с западнотюркскими родственными племенами нушиби и включились в политические процессы на Тянь-Шане. Тем самым закрепление азов на Тянь-Шане стала причиной нового витка миграции родственных племен чигилей, кыргызов, карлуков, втянутых в борьбу за верховенство в Семиречье. В результате в VIII веке на Алтае появилась новая общность родственных племен чигилей, алтайских тюрков, кыргызов, которые вместе продвигались на Тянь-Шань, где ими были установлены тесные этнополитические и этнокультурные связи с местными племенами азами, тухси, ягма и др.

В середине IX века кыргызам удалось уничтожить ставку Уйгурского кагана на Орхоне и установить свое господство над Центральной Азией. В.В. Бартольд этот период истории кыргызов назвал эпохой Кыргызского Великодержавия. В ноябре 843 года кыргызский генерал Алп Сол Тепек, возглавивший эту военную кампанию, прибыв в столицу Китая, сообщил, что «им подчинились пять племен Аньси (Куча), Бэйтин (Бешбалык), дата (татары) и другие» [1.-С. 101.]

Анализ процесса миграции восточных племен на запад и современной топонимики показывали, что в VIII-IX вв. кыргызы усилили свое присутствие на Алтае, расширяя свои контакты с алтайскими тюрками и чигилями. В то же время в период Кыргызского Великодержавия передовые группы азов, кыргызов, жагалбаев через Алтай и Тянь-Шань прошли в Приаралье. Основная масса их обосновалась на Тянь-Шане. Неслучайно, анонимный автор «Худуд аль-Алам» упоминал кыргызов не в связи с карлуками, а рядом с чигилями и тухси. Родословные данные указывали о существовании тесных этнических связей между башкирами, жагалбаями (ягылбай), азами, чигилями, кыргызами и канглами в прошлом.

Следует отметить, в VIII веке одной из основных причин миграции восточных племен на запад стало соперничество между Тюргешским каганатом (704 год) и Вторым Восточнотюркским каганатом [2. -C. 138-139.], который всеми силами пытался вернуть утраченное влияние в регионе и на племена Саяно-Алтайского края. В том числе на кыргызов во главе с Барсбек каганом. Стремления тюрков шли в разрез с интересами Тюргешского каганата, который для укрепления своей позиции в регионе с удовольствием принимал бежавшие от преследований племена азов, ягма, жагалбаев, чигилей, кыргызов и др. С тем, чтобы добиться их поддержки и создать на границе буферные владения на случай войны со Вторым Тюркским каганатом. Так, вожди ягма открыто заявляли о верной службе Тюргешскому кагану: «мы пришли служить тебе, если будет дано позволение, мы будем совершать набеги во все стороны» [3.-C. 526]. Кроме того, длительные войны между кыргызами и тюрками с одной стороны, между кыргызами и алчакчынами алакчынами (бо-ма) [4.– С. 480-481.] с другой за господство в Западной Монголии и Прибайкалье тоже подталкивали восточные племена мигрировать на запад.

Источники отмечали, что на севере с кыргызами «часто дрались» [5.-C. 350] прибайкальское племя бома или йелочжи, («э-ло-чжи», «ге-ло-чжи» или «бома – пегая лошадь»), представлявшее многочисленный народ, всего в три раза уступавший по количеству самим кыргызам. В.Бартольд характеризовал эпоху Барсбек кагана следующим образом: «…владение киргизов занимали обширное пространство до Байкала, и потому киргизы могли соперничать с турками-огузами даже в эпоху их могущества…» [4.-C.190.]. Л.Гумилев писал, что в эпоху Барсбек кагана в VIII веке кыргызские земли простирались на юго-запад до Гэлолу, на восток до Гулиганы [5.-C. 353.]. Кыргызы господствовали в верховьях Томи и Бии, до Саларского кряжа и до озера Байкал [6.-C. 263.]. Он же писал, что в 742 году Китай, опасаясь набегов со стороны тюргешей и кыргызов, укрепил свои северные границы и образовал три пограничных округа для борьбы с племенами тюргешей и кыргызов [6.-C. 261.].

Л.Н. Гумилев делил народ бо-ма на северных и южных. Первые жили севернее Саяно-Алтая. Вторые, составляя одно из ветвей ди, обитали на севере Китая в районах Ганьсу [7.-C. 31.]. Китайские хроники династии Тан на западе от Аньси в Восточном Тянь-Шане локализовали реку под названием Бо-ма, что значит Белая (пегая) лошадь [8.-C. 36.]. В перечне огузских племен М.Кашгари можно обнаружить название племени алайунтлу [9. –C. 34.] (от ала юнт – пегие лошадники).

Кыргызы достойно сражались с ними и на восточной окраине своего владения. В данный период началось инкорпорирование кыргызами в свой состав новых этнических групп, в том числе алакчынов, обитавших на севере Алтая. В Прибайкалье образовали новые улусы булагачинов и керемучинов.

Этнические связи кыргызов с алакчынами сохранились в легендах и генеалогических преданиях, которые свидетельствовали о миграции пегих племен в купе с первыми. Согласно одной из них кыргызы произошли от пегого принца-праотца народа. Жили рядом с Бухарой [10.-C. 200-201.]. Потомками средневековых алакчынов (черных всадников) могли быть лакайцы Таджикистана, которых кыргызы в прошлом называли алакай [11.-C. 108.]. Последние имели тесные связи с кыргызскими племенами мундуз, доолос и кушчу. Этноним «лакай» находит свою аналогию в названии рода накай кыргызского племени кушчу. Потомки алакчынов сохранили свое название в структуре кыргызских племен саяк (беш бакачы, чекел) и саруу (алакчын), чьи имена связывали с Саяно-Алтайским краем [12. -С. 113.]. Генеалогические предания вышеназванных родов связывали их происхождение с пегими людьми. Значение «беш бакачы» соответствовало названию рода енисейских кыргызов «табандыр» [13.-C.99-100.] (от монг. табын-пять), которые входили в круг племен Западной Монголии и Алтая. Согласно легенде род беш бакачы происходил от пяти прародителей, случайно употребивших мясо лягушки (бака), попавшей в котел во время приготовления обеда. С тех пор потомки этих пяти человек рождались пегими. Представители беш бакачы отличались признаками рябости на теле.

Следовательно, енисейские кыргызы в период военных столкновений с алакчынами в Западной Монголии вступали в этнические связи с местными племена края, в результате чего включали в свой состав новые компоненты алакчынов, чиков, табынов, жагалбаев западнотюркских хуво и других.

Нам представляется возможным установить место локализации вышеназванных средневековых хуво. По нашему мнению, племена хуво жили в районе реки Кемчик на территории современной Тувы. На это указывало тождество «хуво» (степь) с современным тувинским этнонимом «ховалык» (название одного из сумынов хемчикского хошуна тувинцев, буквально степняки), а также с названиями местностей Баян Талаа Ховузу и Хопту в Туве [14.-C. 598-599.]. По информации И.Молдобаева, в вышеуказанных районах жили тувинские племена кыргыс, куулар и монгуш (или монгут). «Киргизские мунгуши происходят от этих монгушей. По рассказам стариков, они откочевали на территорию Киргизии примерно лет 300 тому назад».

Здесь же располагались Оюнарские, Тоджинские, Хемчикские, Салчакские и другие тувинские хошуны, многие из родов которых имели отношение к кыргызам, народу, переселившемуся с востока на Тянь-Шань. Отметим, что в Хемчикский хошун входили роды кара монгуш, монгуш, кыргыс, сарыг, сая (сай) и др. Примечательно, что названия многих из вышеназванных родов находили свою аналогию в этнонимии современных кыргызов – «кыргыз», «саруу», «сары», «саяк», «мунгуш», «кесек», «жоо кесек», додон (тардуш, пл. доолос), «байгур» (имя одного из предков Манаса в эпосе «Манас»). Кыргызские племена саруу (кобуке-хуво) и саяк (кабак, чол) имели родовые подразделения кобуке (в. хуво), каба (кабак) и чол (степь). Происхождение саруу и саяков связывали с Саяно-Алтайским краем.

Кыргызами в VIII веке враждовали огузы. Персидский историограф Гардизи в своей книге «Зайн ал Акбар» приводил легенду, рассказавшую о взаимоотношениях кыргызов с огузами, башкирами, хазарами и другими кочевниками Алтая. В предании, вероятно, отражен процесс миграции енисейских кыргызов на Алтай в VIII-IX века. В сказании Гардизи (в XI веке) говорилось о том, что предком кыргызов был некий незрячий славянин Эмке, сын Яфета, вскормленный в младенчестве молоком собаки. По воле судьбы ему пришлось бежать к хазарам, а затем к башкирам. Народ его называли «в связи со словом «саг» («собака»)», так как их предок был вскормлен собачьим молоком. Далее говорится, что он заключил союз с башкирами, подчинил огузов и дал своему народу имя кыргыз. Гардизи описывал кыргызов с ярким выражением европеоидных черт с красными волосами и белой кожей [15. . – С. 46, 47, 48.].

Сведения из «Огуз намэ» подтверждали существовавшие враждебные отношения между кыргызами и огузами. Согласно «Огуз намэ» мифический народ ит-бараки жили «По ту сторону Хитая… в непреступных горах» [16.-C. 55-57.]. В сказании отмечалось, что после неудачного похода на ит-бараков Огуз хан бежал на Алтай, где на острове, образованного течением двух рек в дупле дерева родился мальчик, которого хан назвал Кыпчаком. По данным Рашид ад-Дина, кыпчак вместе с агач эри, халач (потомки туциши хэлоши-чур), входили в разряд народов, «соединившихся с Огузом и смешавшиеся с его родом» [16. -C. 54.], что также указывал на связь кыпчаков с лесными племенами.

В научной литературе большинство ученых связывали данный сюжет в «Огуз намэ» с событиями 840 года, когда кыргызы уничтожили ставку Уйгурского кагана на Орхоне и племена тогуз гузов на Алтай, Тянь-Шань и Приаралье, где они не могли ужиться с местными племенами в лице чигилей, кангаро-печенегов и др.

С.Г. Агаджанов, проанализировав этнополитические и миграционные процессы в Центральной Азии в VIII-X века, справедливо связывал информацию М.Кашгари о натянутых отношениях между огузами и чигилями, с их борьбой за господство в Семиречье. Он же высказал предположение, что М.Кашгари рассказывал о событиях тех времен, когда огузы и чигили жили в соседстве на Иссык-Куле, где, по данным средневековых исторических преданий, находилась ставка одного из первых легендарных предков огузских племен [17.].

По мнению С.Г. Агаджанова, враждебные отношения между чигилями и огузами в VIII-X века в какой-то мере нашли отражения в одном из сюжетов сказания об Огуз хане и его походах на Тянь-Шань. В нем отмечалось, что во время своих многочисленных походов Огуз хан прибыл в Алатаг и во владение Алмалык. Одну группу своего войска он расположил в Алмалыке, в местности Ак-Кая. После, сам он 10-тысячным войском, имевшим название ок-тугра-огуз, отправился в поход на север в земли кырков и башкордов, где захватил крепость Лугр. Затем Огуз-хан, двинувшись по безводной пустыне, достиг Итиля. Он с войском сделал остановку в местности Он-Каракуль, откуда направился в Талас и Алмалык [17.-C.35.].

Следовательно, в легенде Гардизи рассказывалось о связях алтайских кыргызов с племенем, имевшим тотемическое название кючюк (собака), что на монгольском языке означало нохай. Очевидно, Гардизи, называя кыргызского вождя «вскормленным молоком собаки», косвенно указывал на название рода, к которому принадлежал вождь. На кыргызском языке термин «вскормленный молоком (грудью) собаки» значит «итэмген». В родоплеменном составе башкиров, кыргызов и казахов есть роды под названием итэмген. Важно отметить, что одно из родоплеменных подразделений кыргызского племени саяк под названием кулжыгач в своем составе имел роды итэмген (вскормленный молоком собаки) и сутэмген (вскормленный молоком человеческой матери). Названия этих родов указывали на существование этногенетической связи их носителей с алтайскими кючюками и западнотюркскими «гешу» (кючюк). Можно сопоставить имя вождя «эмке», упомянутого Гардизи со словом «эмген», использованного в вышеприведенных этнонимах, а также с именем князя моголистанского улуса чериков Инга Торе Черика. Согласно кыргызской родословной общими предками чериков являлись Атан бий и его сын Кулжыгач.

Вышеупомянутый этноним «кулжыгач» говорит о принадлежности его носителей к лесным племенам. Т.е. кулжыгачи (кулжыгач/могучее дерево) могли быть тождественны с алтайским племенем агач эри (лесные люди), которые также как и черики отмечались в междуречье Или и Иртыша. Этнографические материалы показали, что кыргызы и башкиры имели довольно много этнонимов, имевших общее происхождение. Например, кыргыз, кырк, кырк уйле, кырк уйле мин, кырк кузяк, кыркуле-кувакан, кырктар, кырк тамга, кубэляк – кырклук (усерган), кубаляк-тиляу (усерган), узунлар, азгым, ассы, азнай, азекэй, эткючюк, кучек, итэмген, ягалбайлы, итэмген, бешкэк, карга, канглы, табын, турна (журавль – каркыра).

Отсюда можно полагать, что енисейские кыргызы, продвигаясь на запад на Алтай и в Притяньшанье в VIII веке, стали сливаться с западнотюркскими племенами асиги, гешу, байсаньганами, хуво, хулуу-кюль-чурами, а также башкирами, агач эри, огузами, тюрками, чигилями, басмылами, байырку и другими. Все эти роды были включены состав кыргызского народа, о чем свидетельствовали средневековые этнонимы, сохранившиеся в качестве названий родоплеменных групп кыргызских племен. Но, об этом чуть ниже.

Основываясь на вышеизложенное, мы можем с уверенность заявить, что эпос «Манас» посвящен енисейскому периоду истории кыргызского народа. Время сложения эпоса «Манас» охватывал примерно VI-Хвв. Отдельные сюжеты эпоса «Манас» позволили в прототипе Манаса видеть Барсбек кагана, в эпоху правления которого енисейские кыргызы вступили в свою фазу рассвета Кыргызской государственности на Енисее. В VIII-X века о Кыргызском каганате знали и считались с ним в Китае, Тибете, Византии, арабо-персидском мире, Тюргешском и Карлукском, Хазарском и Булгарском каганатах и т.д.

Отдельные сюжеты эпоса «Манас» свидетельствовали о существовании его задолго до эпохи Великого Тюркского каганата. В «Манасе» есть достаточно сюжетов относящихся к эпохе скифов, хунну и т. д. Например, в сюжете о рождении Манаса можно заметить следы солнцепоклонства, тенирианства и зороастризма. Сюжет рождения ребенка путем обращения к божеству, небесным силам занимает центральное место в эпосе «Манас». Первые строки океаноподобного «Манаса» начинаются именно с этой картины, обращения к небу, чтобы он дал хану кыргызов долгожданного наследника, который мог бы сплотить вокруг себя народ и продолжить отцовский род. Новорожденного нарекли, таинственным именем Манас. Новорожденный описывался в традициях тенирианства и зороастризма.

Из серебра и злата

Создан подобно сплаву,

Тверди земной и небу

Подобно создан на славу,

Цвету луны и солнца

Подобно создан по праву.

(Из эпоса «Манас»).

В народном сказании отражены отдельные сюжеты, имевшие отношения Великого Тюркского каганата, когда тюркские каганы воспринимали народ своего государства как единый тюркский этнос «тюрк будунум», что говорило о консолидирующей роли господствующего племени. В эпосе «Манас» хан Манас тоже называл племена подвластные ему единым народом Кыргызского государства. Манас говорил: «Кулалы таптап куш кылдым, курама жыйып журт кылдым».

Важно отметить, что в эпосе «Манас» отчетливо выделялись сюжеты, имевшие отношение к енисейскому периоду истории кыргызского народа, когда шла ожесточенная борьба с тюрками, карлуками и огузами. Отметим, что в эпосе «Манас» обнаружен титул предводителей тюрков, карлуков и огузов ябгу в форме «жабуу». В одном из сюжетов, когда Манас со своим войском прибыл на место решающего сражения, его враги, выстроившиеся на поле битвы, встречали кыргызов боевыми кличами «жабуу». В эпосе говориться: «Жабуу, жубуу, жубуу деп, Жаалдаган кыйын кеп». Боевой клич «жабуу» в сказании соответствовал титулу врагов Барсбек кагана древних тюрков, огузов и карлуков «ябгу». Отсюда можно полагать, что в данном случае речь идет о боевом кличе воинов древних тюрков, карлуков и огузов «ябгу», с которыми воевал Барсбек кагана и его приемники, в том числе Алп Сол Тепек.

В середине IX века, когда кыргызы ликвидировали Уйгурский каганат на Орхоне и установили полный контроль над Центральной Азией, произошел очередной этап переселения сравнительно большой группы енисейских кыргызских племен на Тянь-Шань. Кыргызы продвигались в западном направлении, наступая на пятки огузов и карлуков.

В исторических источниках сохранилось немало сведений подтверждавших о миграции кыргызов в Семиречье в эпоху Кыргызского Великодержавия. Аль Идриси о стране кыргызов писал: «Страна киркиров обширна, плодородна, часто посещается путешественниками, хорошо орошается многими реками, доходящими сюда от китайских границ; главная из этих рек носит имя Манхаз (в других переводах Манхар). …Город, где обитает царь киркиров,.. расположен близ полуострова Гиацинтов…

Киркиры сжигают своих умерших и бросают их пепел в Манхаз, а кто живет далеко от реки, те собирают пепел и пускают по ветру… Страна этих киркиров находится к востоку от страны багаргаров (уйгуров) и недалека от китайского моря» [18. ]. В стране кыргызов располагались пять городов: Нашран, Хирхир (дважды), Хакан Хирхир и Дараид Хирхир. Кыргызские города тянулись со стороны Тувы с востока на запад до Енисея.

В сообщении анонимного автора с. «Худуд ал Аалам» читаем область Каркар (а) хан принадлежит «…кимакам и жители ее напоминают по своим обычаям хырхызов» [19.-C.50.]. Вышеотмеченные сведения дополняли данные, упоминаемые в версии «Манаса» приведенной в книге Маджму ат-Таварих» С. Ахсикенди, где говорилось о кыргызском владении Каркыра, земли которого простирались от Енисея до Таласа. В «Манасе» С. Ахсикенди область Каркыра охватывала Восточный Казахстан, Или-Таласскую долины и районы горы Кара Тоо, где кыргызы имели соседство с огузами. Его можно отождествить с Западнотюркским каганатом. Страна Каркыра указывался в соседстве с владением Бахрин, в котором можно усмотреть название тюргешского господствующего племени мукрин, потомков приамурских мукри. Каркыра всегда упоминался и располагался рядом с Куланом, Кара Кыштаком, Таласом,Чаткалом. Центр владения Кара Кыштак располагался рядом с Куланом (ныне Луговая). Кыргызами правил аристократический род каркыра и представителем династии, которого был Каркырабек и его внук Манас. Имя аристократического рода распространялось и на название страны- Каркыра. Манаса сопровождали 40 жигитов Каркыры. В «Манасе» С. Ахсикенди рассказывалось также о совместном походе Токтомуш хана и Инга Торе и их борьбу за Тянь-Шань и Ферганскую долину с калмыками. Основные боевые действия проходили в долине р. Талас. В одном месте источника говориться, что Токтомуш хан объединив военные отряды владений Бахрин и Каркыра из Кулана продвинулся через верховья Таласа на место битвы [20. –С. 44,45, 46, 47,68,69.].

Отсюда, можно полагать, что происхождение кыргызов имело связь с именем господствующего рода гипербореев Царь-журавль (каркыра хан), которому подчинялись гипербореи, кангюйцы, сакарауки, табиаки (табыны), табаиты, аскатаны и другие древние племена Волго-Уралского и Саяно-Алтайского края. В связи с чем, кыргызское владение также могли называть именем аристократического рода каркыра, который возможно имел тождество с первой частью древнего античного этнонима «гипербореи»-»гипер», в котором можно видеть стяженный вариант термина «кыркыр». Его можно реконструировать в форме «гиргер». Вторая часть данного этнонима борея (ветер) соответствовал названию племени енисейских кыргызов чилдег (ветер; поклонялись ветру).

Не исключено, что Гиперборея (жураль) и Кангюй имели тождество. Т. е. являлись одним и тем владением, упоминаемые в источниках в разных названиях. По всей вероятности, род царь-журавль был аристократическим родом у древних кангюйцев. В связи с чем его имя могло выступать в качестве названия всего народа, государства, а то и империи. Т. е. это имя могло распространяться в равной мере и на племена-вассалов и на покоренные области, куда мигрировали кыргызы. Поэтому в исторических источниках и данных современной топонимики нам довольно часто встречались названия с термином «кыркыр» и «кыргыз», имевших широкое распространение в эпоху Кыргызского Великодержавия. Отметим, что в эпоху Амира Тимура название города Му –каркара встречалось, где-то близ лежащих районах городов Аспары и Ташкента [21.-С. 166.]. В современной топонимике самым восточным топонимом, связанным с термином «кыркыр» («хирхир») встречался в Забайкалье, в районе р. Аргунь, где обнаруживалась река Хирхира (городище Хирхира, ставка Хасара, брата Чингиз хана), на левом берегу р. Урулюнгюй, а самый западный неподалеку от средневековых городов Аспары и Кулана в долине р. Талас.

Следовательно, в середине IX века енисейские кыргызы сформировавшие Великую Кыргызскую империю простиравшуюся от Приамурья до Таласа назвали ее в честь господствующего рода -Каркыраханом. Земли Великого Кыргызского каганата охватывали всю Западную Монголию и Прибайкалья на востоке, Западнотюркский (Тюргешский) каганат на западе. Позже, с ослаблением центральной власти империя разделилась на мелкие владения Кыргыз, Кяньжоу (Кэм- Кэмджиут), Каркырахан (или страна Каркыра по С. Ахсикенди), который как название страны закрепился за землями Западнотюркского (Тюргешского) каганата, куда переселилась часть енисейских кыргызов в VIII-Х века. Вышесказанное наше мнение подтверждалось сведениями более поздних версий эпоса «Манас», где географическому ареалу обитания кыргызских племен включались Енисей, Западная Монголия (Прибайкалье, Орхон) на востоке, Иртыш, Алтай и Тянь-Шань на западе, где проходил процесс консолидации кыргызских племен в монгольскую эпоху.

Отсюда, можно полагать, что анонимный автор «Худуд…», информируя об области Каркырахан, немного преувеличил влияние кимаков на кыргызов. В Х веке кимаки не могли покорить все земли Великого Кыргызского каганата, особенно его западную часть, где сильны были позиции карлуков, кыргызов, чигилей, тюрков и ягма, которые между собой вели борьбу за гегемонию в регионе. Видимо, кимакам удалось подчинить лишь часть земель Каркырахана (Западнотюркского каганата), расположенную в Восточном Казахстане. В середине IX века в западной части ее совместными усилиями чигили, тюрки, кыргызы сформировали Караханидский каганат.

Анализ родоплеменной структуры большинства кыргызских племен больше указывал на слияние енисейских кыргызов VIII-X века с племенами Западнотюркского каганата. К ним можно отнести племена и роды азык, саяк, черик, отуз уул, кара чоро, бугу, басыз, кулжыгач, кючюк и т.д.

Отуз огланы, азы и табыны играли важную роль в миграции восточных племен на запад. Отуз огланы могли переселиться в долину реки Талас в купе чигилями и другими карлукскими племенами в середине VIII века. Их происхождение могло быть связано с кыргызами, покоренными тюркским вождем Чеби ханом. По нашему мнению, кыргызы и западнотюркские племена дулу, управляемые чорами слились и сформировали новые объединения, под названиями отуз оглан и он оглан. Вновь созданную кыргызскую конфедерацию возглавили кара чоры. Отуз огланы находились в тесной этногенетической связи с нушибискими племенами асиги (аз) и гешу (кючюков). В одном из таласских рунических писем говорилось о соседстве отуз огланов с азами: «Ата агыз аша аз». Т.е. перейдя через Ата агыз – азы. В кыргызских генеалогических преданиях XIV-XVII веков, имевших суфийский характер, народ состоял из двух крупных объединений кыргыз и отуз огул, костяк которых составляли племена трех крупных подразделений- Тагай, Отуз-Уул и Ичкилик.

Отуз огланы мигрировали в древние земли кангюйцев-канглы в Таласе и Сырдарье. Связь отуз огланов с канглами и древнетюркскими племенами в прошлом (VIII-X в.) была зафиксирована в родословной кыргызов приведнной в книге С. Ахсикенди «Маджму ат-Таварих» (XVIв.). Согласно генеалогии происхождение трех крыльев кыргызов связывалось с Отуз огулом, общим предком отуз огланов. Группу его потомков ичкилик-кыргызов представляли племена, предки которых в VI-VIII века входили в состав древнетюркского каганата канды, кыдыршах (кердер), теит, жоо кесек, долос. Шестой род бостон представлял карлуков. В числе основных племен правого крыла к древним относятся бугу, саяки, азыки, черики, а в числе левого крыла саруу, басызы, кушчу и другие. Все это говорит о том, что важную роль в формировании ядра тяньшаньских кыргызов сыграли отуз огланы, азы, чигили (саяки, бугу), канглы и другие, проживавшие на землях Западнотюркского каганата в средние века.

Азы кочевали на востоке от своих сородичей енисейских кыргызов, в районе реки Ус, что находится на территории современной Тувы. После событий 715 года азы мигрировали в Семиречье. Ибн Хардадбек их упоминал под названием аз киши. В легенде, приведенной в «Юаньши», отражалась древняя связь азов с кыргызами. Согласно ей кыргызы вели свое происхождение от 40 (родоначальниц) девиц земли Хань, вступивших в брачный союз с мужчинами Усы. С тех пор эта страна стала называться Кыргызской землей. В исторических источниках есть также сведения о кыргызском владении Кырк Эр, где господствовали представители рода аз.

Отдельные ученые связывали появление крепости Кырк Йер в Крыму в связи с миграцией в Прискаспийские и Причерноморские степи башкирских, печенежских и бурзанских племен в IX-X века в связи с продвижением огузов, кимако-кыпчакских племен на запад. Крепость управлялась династией узунов и представляла небольшое владение в междуречье Альмы и Качи. По информации В.Д. Смирнова, первоначальными жителями Кырк йера был какой-то народ ас, либо тюркского, либо монгольского происхождения.

Р.Г. Кузеев, рассматривая проблему переселения башкирских племен на запад, писал, что отдельные группы кыргызов в общем потоке миграции восточных кочевников в VIII-X века достигли Причерноморья и Крыма. В результате чего этноним «кыргыз» запечатлен в географических названиях: Киргиз, Баш-Киргиз, Кучук-Киргиз, Киргиз-китай, Одоман-Киргиз [22. -C. 362.] и т.д.

По нашему мнению, азы и кыргызы в эпоху миграции карлуков и огузов на запад продвинулись в районы Сырдарьи и Приаралья, где они смешались с местными башкирскими племенами бурзянами, тангаурами, а также канглы. В результате передовые группы азов и кыргызов в купе с башкирскими и канглийскими племенами продвинулись дальше на запад в степи Причерноморья, Крым и на Волгу. В Крыму азами было образовано владение Кырк Йер, в котором до XIV века правила династия узунов. На берегах Волги кыргызы образовали улус, позже вошедший в состав башкирского народа. Согласно родословной башкирских кыргызов, родоначальником племени был Коркуд-ата. Предки их некогда жили «на Бухарской дороге у моря Сыр» [23.-C.73.]. По-видимому, это были потомки тех кыргызов, которые жили в соседстве с огузами на берегу Сырдарьи в IX-XII века.

Однако, основная масса азов и отуз огланов сосредотачивалась в Семиречье, имея соседями канглы. Канглы жили в районах нижнего течения Сырдарьи и Приаралья, а азы – в Илийской и Таласской долинах, охватывая степные районы и горы Кара Тоо и соседствуя с огузами.

По данным средневековых источников VIII-Х веков, азы постоянно указывались на Тянь-Шане. Азы и чигили имели общие земли в Или-Таласком регионе и Иссык-Кульской котловине. Есть основание полагать, что азы имели родственные отношения с чигилями и ягма.

Следует отметить, что азы и ягма имели общую историю. Миграция азов на запад проходила практически в одно и то же время с ягма, что дает основание предполагать, что в средние века под последними понимали одно из родственных групп азов. Видимо, поэтому в составе Карлукского государства тюргешей представляли азы и тухси, а более могущественные ягмийцы не упоминались. Однако, в источниках Х-ХII веков наряду с чигилями всегда указывались ягма и тухси. По М.Кашгари, ягмийцы назывались также кара ягма, подобно тому, как потомки азов в составе кыргызов именовались кара азык и азык.

С.М. Абрамзон пытался связать этноним «ягма» с топонимом жагалмай, обнаруженного в горных сыртах Прииссыкулья, где в прошлом (VIII-XII века) жило древнетюркское племя ягма [23.-C.302.]. В связи с этим интерес представляет то, что в источниках в числе астраханьских ногайцев вместе с племенем ас указывались роды жагалбайлы, тобет (синоним кючюк-собака), мангыт, найман, ергенекты, керейт, имевшие отношение к Западной Монголии. Следует отметить, что Иссык-Кульская и Нарынская области в прошлом являлись районами компактного проживания кыргызских племен бугу, сары багыш и саяк. Если первые двое имели родовые тамги жагалбай, то в структуре последних (саяков) обнаруживался род чекел (чигиль). Название же родового подразделения жагалбай кыргызского племени монгуш указывает на связь средневековых жагалбайцев с Западной Монголией.

Следовательно, у нас есть все основания видеть под племенами чигиль и ягма родственные к кыргызам объединения, состоявшие из кыргызских и имевшие отношение к ним племен. Прежде всего, чиков, жагалбай, пугу-бугу, доитов, кесек и других. Вполне возможно, что племя жагалбай начало свою миграцию с района Баян Талаа Ховузу (Тува), где наблюдалось компактное проживание тувинских родов кара монгуш, монгуш, кыргыс и куулар.

Как нам кажется, период консолидации азов, отуз огланов и канглы в Семиречье с центром в районах горы Кара Тоо отразился в кыргызском эпосе «Манас». Согласно содержанию эпоса «Манас», кыргызы переселились с Алтая на Тя<

Kabarlar2
Дискуссия еще не началась.
Вы можете оставить первый комментарий.

Материалы за неделю

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 360 дней со дня публикации.

KABARLAR.ORG 2018

Нашли ошибку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter